Выборные должностные лица местного самоуправления

Выборными должностными лицами в большинстве муниципальных образований являются глава муниципального образования (эта должность названа в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Наименование главы муниципального образования определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Чаще всего их называют «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования. Глава муниципального образования в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» может быть избран двумя способами:
а) непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (в этом случае это «сильный мэр»);
б) он может быть избран представительным органом из своего состава, т.е. из числа депутатов («слабый мэр»).
В Башкирии главы муниципальных образований до 2005 г. назначались президентом республики.
В любом случае он является руководителем исполнительного органа. Способ выбора данного руководителя определяет представительный орган при принятии устава. Компетенция главы муниципального образования в ФЗ № 131 до 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена самым общим образом. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. В разных субъектах она неодинакова, но, как правило, предусматривает:
– представлять интересы населения (города) муниципального образования на всех уровнях государственной власти и управления, в отношениях с другими муниципальными образованиями, общественными объединениями и партиями, предприятиями и организациями любых организационно-правовых форм, всеми юридическими и физическими лицами;
– обеспечивать условия для исполнения на территории муниципального образования законодательства РФ субъектов РФ и правовых актов представительных органов местного самоуправления;
– периодическую публикацию статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка;
– прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений и др. полномочия.
Глава муниципального образования вправе издавать распоряжения в пределах компетенции муниципального образования. Они могут носить нормативный характер на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом, в этих случаях он обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом.

Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена и должность главы местной администрации. На практике в большинстве муниципальных формирований эти должности объединены.
Кроме представительного органа (Думы, Совета и пр.) и выборных должностных лиц (Мэра и т.д.) в муниципальном образовании могут функционировать и другие, невыборные органы и должностные лица, которые относят к исполнительно-распорядительным органам. Обычно такие органы называют местными администрациями, а их руководителя – главой администрации. На практике эту должность, как правило, занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации, он же – глава муниципального образования – является выборным должностным лицом).
Совершенствованию законодательства, территориальной организации и финансово-экономического обеспечения, прогнозирования развития муниципальных образований, совершенствованию и упрочению местного самоуправления, повышению эффективности всей системы государственной власти и управления современной России способствует новый ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой 16.09.2003 г. Названный закон вступил в силу с 1 января 2006 г., в стране проведена большая работа по его выполнению, в т.ч.:
– по определению границ муниципальных образований;
– определению полномочий каждого муниципального образования;
– определению необходимых материальных и финансовых ресурсов для осуществления полномочий муниципальных образований;

– подбору и обучению муниципальных служащих;
– проведению по многим вопросам местных референдумов и др.
Вследствие затягивания работ по выполнению названного закона, отдельным субъектам РФ было законодательно разрешено продлить срок исполнения до 01.01.2009 г.
Реализация нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г. № 131 означает по сути дела проведение современной муниципальной реформы. Это самое кардинальное и масштабное преобразование, с которыми субъекты РФ и муниципальные образования столкнулись со временем принятия Конституции РФ 1993 г. Подтверждением служит тот факт, что в большинстве поселений субъектов РФ муниципальные образования до 2003 г. либо вообще не были организованы, либо функционировали только на уровне районов, городов и сельских округов. При таком подходе подавляющая часть населенных пунктов была лишена какой-либо политической автономности и практически полностью экономической самостоятельности. В 2004 г. при наличии в стране более чем 155 тыс. административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть больше 12,5 тыс. муниципальных образований. В середине 2007 г. в соответствии с требованиями нового закона о местном самоуправлении уже было зарегистрировано 24,5 тыс. муниципальных образований.
Масштабы этой работы наглядно прослеживаются на примере Ростовской области. До реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в области имелось всего 55 муниципальных образований, а в настоящее время их уже 463.
Новый закон о местном самоуправлении наделяет все территории (сельские поселения, городское поселение, муниципальный район, городской округ) правом иметь свои выборные органы местного самоуправления и, что самое важное, собственный бюджет. Ключевая идея закона – формирование на территории РФ двухуровневой системы местного самоуправления. При этом выделяют три основные типа муниципальных образований:
– городской округ;
– муниципальный район;
– городское, сельское поселение.
Одной из важнейших задач, решаемых новым Федеральным законом, является вовлечение населения в осуществление местного самоуправления, путем участия в муниципальных выборах, референдумах, собраниях, опросах, конференциях, сходах, публичных слушаниях, голосованиях по отзыву депутатов или выборного должностного лица, участия в территориальном общественном самоуправлении.
Главная цель муниципальной реформы – приблизить власти к населению, упростить механизм предоставления ему муниципальных услуг, сделать их максимально доступными для людей. Именно для этого необходимы четко очерченный круг полномочий и их эффективное перераспределение между различными уровнями власти.
На федеральном уровне устанавливается обязанность государства в области местного самоуправления, в том числе путем:
– обеспечения федеральных гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований;
– установления минимальных государственных социальных стандартов;
– принятия федеральных программ развития местного самоуправления;
– регулирования и защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления;
– компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых Федеральными органами;
– установления федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и др.
Субъекты РФ вправе устанавливать права и обязанности своих органов в отношении местного самоуправления. Они принимают законы о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе, о порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований.
Становление современного местного самоуправления, способного решать основные задачи жителей, происходит сложно, сталкиваясь с трудностями формирования собственности, финансовой обеспеченности, взаимоотношениями с органами власти субъектов и зарубежными партнерами.
Для объединения усилий по отстаиванию своих прав и решения проблемных вопросов сообща муниципалитеты часто объединяются в различные советы, союзы и ассоциации. Федеральный закон о местном самоуправлении рекомендует создать «Единое общероссийское объединение муниципальных образований» взамен ранее существовавшего «Конгресса муниципальных общин».

Дополнительная информация из Википедии по теме: Выборные должностные лица местного самоуправления

Местное самоуправление в России (МСУ) — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Местное самоуправление признается и гарантируется в ст. 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. Также в тексте Конституции заложены основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления. Они раскрываются в главе 8 Конституции России.

МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу - местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *