Тема . Договорно-правовая документация

1. Договор
2. Акты
3. Доверенность

1. Договор

Договор – это согласие о взаимных обязательствах экономического сотрудничества.
Составными частями договора являются:
– название вида и заголовок документа (договор купли-продажи, контракт на поставку угля, контракт о техническом содействии);
– дата, номер, место составления;
– наименования сторон (полные названия организаций);
– предмет договора;
– условия и сроки поставки, перевоза, хранения, упаковки, маркировки, рекламы и реализации;
– условия и сроки оплаты, особенности и порядок расчетов;
– порядок сдачи-приема выполненных работ;
– ответственность сторон;
– гарантии, страхование и форс-мажорные обстоятельства;
– переход права собственности и риски;
– порядок разрешения споров;
– юридические адреса сторон (с указанием почтовых адресов, банковских реквизитов, номеров телефонов, факсов);
– подписи должностных лиц (с указанием должностей, расшифровок подписей и дат подписания документов);
– печати фирм-контрагентов.
Коммерческие договоры (контракты) являются основными правовыми документами во взаимоотношениях между организациями.
Договорные отношения могут быть установлены:
– путем направления оферты – письменного предложения о заключении договора. Оферта должна содержать основные условия предлагаемой сделки (ст. 435 ГК РФ). Принятие предложения другой стороной считается акцептом (согласием.);
– путем представления одной из сторон проекта договора. Получив проект, другая сторона рассматривает его и, если нет возражений, подписывает. Один экземпляр договора возвращается стороне, подготовившей проект.
Обмен документами между сторонами может происходить посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, факсимильной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по контракту (ст. 434 ГК РФ).
Договоры оформляются на бланке договора или на стандартных листах.
Датой договора является дата его подписания сторонами.
Нумерация договоров производится в валовом порядке с января по декабрь в пределах года (№ 1, № 2 и т. д.). При большом количестве договоров к номеру может быть добавлено условное обозначение (№ 1-КС — капстроительство) или номер контрагента (№ 1/5 — где 5 порядковый номер договора присвоенный другой стороной).
Основными видами договоров являются следующие:
1. Договор поставки – по данному договору организация поставщик обязуется в конкретные сроки поставить заказчику определенную продукцию, а заказчик в свою очередь обязуется принять эту продукцию и оплатить ее по предусмотренным ценам в определенный срок.

2. Договор аренды – это согласие и взаимное обязательство сторон на временное использование одной стороной имущества, принадлежащего другой стороне.
3. Договор подряда – по нему подрядчик обязуется выполнить определенную работу по заданию заказчика из своих или его материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Коммерческие договоры хранятся 5 лет после истечения срока договора или выполнения его условий.

2. Акты
Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события и действия.
Акты составляются в самых различных ситуациях и поэтому имеют много разновидностей: акт приема работ по контракту, акт приема-передачи документов, акт списания материалов, коммерческий акт и т.д.
Акты оформляются на общем бланке, если являются внутренними документами предприятия. Если акт является внешним документом, то он должен содержать справочные данные об организации.
Во вводной части акта указывается основание его составления. Это может быть ссылка на документ, на устное распоряжение руководства, на какие-либо факты, события, действия. Далее указывается состав комиссии: фамилия, инициалы председателя и членов комиссии в алфавитном порядке. При необходимости указываются должности, фамилии и инициалы присутствующих.
В основной части акта излагаются цели, задачи, существо и сроки проведенной комиссией работы, ее результаты (выводы, заключения, предложения). Текст акта может делиться на пункты, подпункты или иметь табличную форму.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении.
Для ряда актов (по материальным, финансовым и др. важным вопросам) необходимо утверждение руководителем и заверение печатью предприятия.

Особую группу образуют акты, устанавливающие факты повреждения, порчи или недостачи груза, иных нару­шений правил транспортировки. Такой акт составляется на типографском бланке установленного образца, заполняется без помарок, подчисток или зачеркиваний. Все дополнения и исправления в акте должны быть оговорены и заверены подписями двух сторон (грузополучателя и должностного липа, ответственного за перевозку груза).
Особо разновидностью является коммерческий акт.
Коммерческие акты – документы, составляющиеся при несоответствии между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа по факту и данными, указанными в сопроводительном документе, при порче и повреждении груза, обнаружении груза без документов или документов без груза. Представители грузоперевозчика обязаны составить коммерческий акт, если они сами обнаружили перечисленные факты или если на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза.
Коммерческие акты составляются в трех экземплярах: первый направляется в управление дороги, второй выдается под расписку грузополучателю, третий остается в делах станции.
Такой акт составляется на типографском бланке установленного образца, заполняется без помарок, подчисток или зачеркиваний. Все дополнения и исправления в акте должны быть оговорены и заверены подписями двух сторон (грузополучателя и должностного липа, ответственного за перевозку груза).

3. Доверенность

Доверенность – это документ, который организации и предприятия выдают должностным лицам с целью получения от поставщиков товарно-материальных ценностей.
Служебная доверенность составляется от имени организации, подписывается руководителем или уполномоченными должностными лицами и заверяется печатью организации. Служебная доверенностьоформляется на бланке доверенности.
Личная доверенность выдается гражданином, удостоверяется в нотариальном порядке организацией, в которой доверитель работает (учится), или жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства. Личная доверенностьоформляется на стандартных листах А4, А5.
Доверенность регистрируется бухгалтерией в книге регистрации доверенностей. Она составляется в одном экземпляре под расписку материально-ответственного лица, которому поручено получение материальных ценностей. Срок действия доверенности определяется бухгалтерией в зависимости от конкретной ситуации, но не должен превышать 15 дней.
Доверенность должна в обязательном порядке иметь следующие реквизиты:
1. номер документа;
2. полное наименование организации, выдавшей доверенность и ее адрес;
3. дата выдачи доверенности;
4. срок действия доверенности;
5. должность, фамилия, имя лица, которому доверено получить материальные ценности;
6. серия, номер и дата выдачи паспорта получателя доверенности;
7. наименование организации, в которой должны быть получены материальные ценности и сопроводительные документы;
8. перечень и количество получаемых ценностей;
9. печать организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Назначение и строение договора.
2. Правила оформления актов в организации.
3. Порядок оформления и регистрации доверенностей.


Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *