Стандартизация теста

Психодиагностика – это совокупность методов и средств диагностики психических особенностей человека. В начале её развития методы заимствовались из экспериментальной психологии и приспосабливались для решения широкого круга задач, связанных с выявлением функциональных изменений в высшей нервной деятельности испытуемых. Основная идея всех психодиагностических методик заключается в том, что испытуемому предъявляется ряд стимулов, на которые тот выдает определенные реакции. При этом считается, что детерминанта реакции на стимулы психодиагностического метода – изучаемое качество. Выделяют несколько подходов к созданию психодиагностических методик, основные – психометрический и психосемантический. Психометрический подход появился благодаря экспериментальным исследованиям Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла в конце XIX века. Но широкое распространение психометрический (тестовый) подход получил в первой половине XX века, главным образом благодаря работам А. Бине и Г.И. Россолимо. Бурное развитие тестов было обусловлено возрастающими требованиями практики. Тестовый подход превалирует в психодиагностике, т.к. он позволяет в кратчайший срок получить объективные данные об особенностях личности испытуемого или группы испытуемых и принять количественно обоснованное решение. Конструирование тестов и психодиагностических шкал осуществляется в соответствии с эмпирико-статистической теорией теста В основе тестового подхода (или психометрии) лежит понятие психологического измерения.
Психологическое измерение – это процесс приписывания психологическим явлениям чисел так, что бы в отношениях чисел отображались отношения между измеряемыми явлениями.
С точки зрения объекта измерения выделяют три основные процедуры психологического измерения (Дружинин, 2000): измерение психологических качеств испытуемых, измерение испытуемыми стимулов, которые им предъявляются и совместное измерение стимулов и людей. В последнем случае предполагается, что поведение является продуктом взаимодействия личности и ситуации.
С математической точки зрения, измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (чисел). Символы (числа) приписываются объектам на основании правил, которые задают шкалу измерения. Измерительная шкала – это понятие было введено в психологию С. Стивенсоном в 1950 г. (Экспериментальная психология, 1963). Стивенс выделял четыре способа измерения или четыре шкалы: номинативная, ранговая, интервальная и шкала отношений. Подробнее про эти шкалы можно прочитать в соответствующей литературе. Следует отметить, что при измерении психологических явлений, следует всегда отдавать себе отчет в том, какая именно шкала используется т.к. каждый способ обработки экспериментальных данных рассчитан на определенный тип шкал. Конструирование тестов для измерения психологических свойств основано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным. Предполагается, что распределение совокупности людей обладающих этим свойством является нормальным.

Психологический тест считается эффективным при условии, что он обладает психометрическими свойствами, обеспечивающими определенный стандарт качества психодиагностической методики. Стандарт качества подразумевает основное методическое требование, предъявляемое к тестам – стандартизацию.
Стандартизация теста – это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов, способа интерпретации).
Как основное методическое требование, «стандартизация теста» содержится в современных определениях понятия «психологический тест». Никакая психологическая методика не считается тестом, если она не стандартизирована. Но помимо стандартизации, к психометрическим свойствам тестов предъявляются и другие требования. В основе конструирования тестов лежит классическая теория погрешностей измерения, позаимствованная из физики. Согласно ей, результаты, которые показывает измерительный прибор (тест) зависят не только от величины измеряемого свойства, но и от самой процедуры измерения и условий в которых оно проводилось. В связи с этим утверждается, что любой измеряемый показатель имеет некое «истинное» значение, а значение полученное в результате применения теста, всегда отклоняется от истинного на величину случайной погрешности. Это психометрическое качество теста называется надежностью.

Надежность теста – это стабильность результатов тестовых испытаний и устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых и прочих случайных факторов обследования).
Существует несколько способов определения надежности, подробнее про это можно почитать в соответствующей литературе. Но пользуясь психодиагностической методикой, следует всегда знать степень её надежности. Наконец одним из пожалуй самых важных показателей характеризующих психодиагностическую методику является её валидность.
Валидность теста представляет собой показатель меры соответствия теста тому психологическому качеству которое он измеряет.
Имеется несколько критериев валидности (эмпирическая, содержательная, конструктная и прочие валидности). Подробнее про них можно прочитать в соответствующей литературе. Следует отметить, что это наверное самый сложный для определения показатель, особенно когда он рассчитывается для методик измеряющих довольно сомнительные теоретические конструкты. Также следует сказать, что одной из составляющих конструктной валидности является критерий внутренней согласованности. Критерий внутренней согласованности характеризует то, насколько задания теста направлены на измерение данного психологического феномена, а также меру вклада каждого пункта (задания) в количественную оценку всей методики.
Внутренняя согласованность (консистентность)– это характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества.
На практике внутренняя согласованность проверяется корреляцией между результатом всего теста и отдельным заданием. Также используются и более сложные статистические методы такие как регрессионный и факторный анализ, α – Кронбаха и т.д.
Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, по-видимому, применение этого тестового задания бессмысленно. В таких случаях говорят, что данное задание не обладает дискриминативностью.
Под дискриминативностью теста понимают дифференцирующую, различающую способность теста в целом или отдельного тестового задания, указывающую на их способность разделять испытуемых по результатам выполнения.
Наконец, последняя психодиагностическая характеристика тестов это их достоверность. Достоверностью теста это характеристика, отражающая защищенность теста от влияния сознательного стремления испытуемого изменить их в желательном для него свете. Для контроля этого показателя в тесты вводятся шкалы лжи, социальной желательности и т.д. Тем не менее, полностью избавится от социальной желательности при написании теста видимо невозможно.
Психосемантический подход к конструированию психодиагностических методик начался с работ Ч. Остгуда. Основная цель психосемантических методик – реконструкция субъективных смысловых пространств. Теоретические и методические основы экспериментальной психосемантики были заложены в работах американских психологов Чарльза Осгуда "Измерение значения" (1952) и Джорджа Келли "Психология личностных конструктов" (1955). В дальнейшем экспериментальные психосемантические методы получили широкое распространение за рубежом при исследовании самооценки, межличностных отношений, средств массовой информации и пропаганды, рекламы, искусства, дизайна, политики, в области клинической психологии, профессионального и семейного консультирования, в сфере образования. В 80-х годах появились первые книги по экспериментальной психосемантике на русском языке, написанные московскими психологами А.Г. Шмелевым, В.Ф. Петренко и В.И. Похилько [3; 4; 6; 10], а также первые переводы зарубежных книг по психосемантике [9] Испытуемый в психосемантическом исследовании оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. В отличие от традиционных психодиагностических методик результат испытуемого представляет собой не строку, а целую матрицу значений показателей, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах – оценочные признаки. Матрица данных каждого испытуемого подвергается многомерному статистическому анализу с целью получения расчетных показателей и повышения наглядности результатов. Таким образом, психосемантические методы довольно сложны в применении и интерпретации полученных результатов, однако их применение во многих случаях дает более адекватные результаты, чем психометрические методы.
Таким образом, современные психодиагностические методы позволяют в довольно краткие сроки получить относительно точные данные о чертах личности испытуемого, особенностях его эмоциональной и когнитивной сферы, а также зафиксировать многие другие показатели. Однако следует помнить, что психодиагностические методики имеют свои диапазоны применимости и надежности полученных данных, кроме того, применение сложных в обработке и проведении методик требует специальных навыков и знаний.

Дополнительная информация из Википедии по теме: Стандартизация теста

Миннесотский многоаспектный личностный опросник или MMPI ( англ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory) — личностный опросник, разработанный в конце 30-х — начале 40-х годов в Университете Миннесоты Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли. MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик, предназначенная для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Широко применяется в клинической практике. «MMPI» — зарегистрированный товарный знак Университета Миннесоты.

В основу методики было положено количественное сопоставление ответов представителей нормативной группы с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдромокомплекс: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания.

В СССР адаптация методики началась в 1960-х годах как «Стандартизированное многофакторное исследование личности» (сокращённо — СМИЛ). Методика MMPI2 была опубликована в 1989 году. Авторы — Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *