Социально-психологические методы: опросы и социометрия

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации.
В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии – науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Назначение социометрической процедуры может быть трояким:
§ измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
§ выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;
§ обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
8.Беседа, интервью, анкетирование, социометрия, тестирование. Надежность и валидность психологических тестов. Метод беседы заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов беседы наибольшее распространение имеют два основные типа:
1. беседа “лицом к лицу” – интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
2. заочная беседа – анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
В психологии этот метод первым применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также Г.М. Андреева, А. Бине, Э. Ноэль, С. Холл.
Область применения беседы в социальной психологии:
1) на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
2) как средство уточнения, расширения и контроля данных;
3) как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения беседы в социальной психологии связана со следующим:
а) в социальной психологии беседа не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
б) беседа, как правило, не используется для выборочных исследований;
в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
г) чаще всего проводится в очной форме;
д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты и др.) изучения объекта и др. [189].
Источником информации при беседе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника.
Интервью — особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой — ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки. Вариант интервью — учебный экзамен.
Анкетирование — получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются по а) содержанию вопросов, б) их форме — открытые и закрытые, в) формулировке вопросов, г) количеству и порядку следования вопросов.
Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе). Вариантом социометрии в дошкольном возрасте является известная методика «Два домика». Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.
Тестирование — краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тестирование чаще используют в психодиагностике, чем в научном исследовании (для установления интеллектуальных способностей человека или его профессиональных склонностей). Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.
Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.
9.Анализ продуктов деятельности (творчества). Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А.Н. Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.
Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения. Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства. Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.
На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И.Ф. Марковская выделяет особый блок – «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.
Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна – Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.
Первая стадия – «каракули» – включает четыре периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет – период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.Вторая стадия – «первичные схемы» – возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.
Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей. С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.
В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо). При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д. Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.
Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.При оценке умственного развития учитывают два основных показателя – «наличие основных деталей» и «пластичность – схематичность» рисунка.
По наличию основных деталей нормальным считается:

  1. для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;
  2. для 7 лет – руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);
  3. в 8 лет – появляются уши;
  4. с 9 лет – ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).

Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) – это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой – и шея, и руки как бы приклеены к телу). Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма – раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.
В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7-9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.
Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.
Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А.В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности пространственных представлений – базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).
При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками. Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович. (Тахитоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)
Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве – его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.
Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея – Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9-10 годам появляется полноценное выполнение теста.
Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.
Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.
10. Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы и способы научной классификации. Иногда методы изучения индивидуальности разделяют на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация (9).
L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов – людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.
L-данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения, связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L-данных – большие временные затраты.
Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам:
1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, что мы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.),
2) обеспечить длительность наблюдения,
3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого,
4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список.
Оценки должны быть обязательно формализованы и выражены в количественной форме.
Т (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.
Примерами использования Т-данных являются известные опыты Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник по запоминанию незавершенных действий, опыты с моделированием ситуаций для изучения альтруистического поведения. То есть необходимо создать целостную объективную ситуацию для проявления тех или иных особенностей личности.
Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов.
Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы:
1) маскировку истинной цели исследования,
2) неожиданную постановку задач,
3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого,
4) отвлечение внимания испытуемого,
5) создание эмоциональной ситуации при тестировании ("Это задание до вас все выполняли с легкостью!"),
6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации,
7) фиксацию автоматизированных реакций,
8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологических, биохимических, вегетативных изменений),
9) фиксацию "фоновых" индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).
Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов. Этот канал занимает центральное место в исследованиях индивидуальности благодаря своей высокой экономичности (можно применять в группе, автоматизировано обрабатывать результаты). Однако он не считается высоконадежным.
Искажения получаемой информации могут быть связаны со следующими причинами: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых (заполнять анкеты сложно сельским жителям и детям моложе десяти лет), отсутствием навыков самопознания и специальных знаний, использованием неверных эталонов (особенно в ограниченном социуме, когда человек сравнивает себя с близкими, а не популяцией в целом). Кроме того, различная мотивация испытуемых может приводить к искажениям либо в сторону социальной желательности (дисимуляции, ослабления симптоматики), либо подчеркивания своих дефектов (агравации и симуляции). Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. Но на этом научные изыскания не заканчиваются.


Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *