Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах. Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.
При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает:
а) наличие особой процедуры осуществления правосудия;
б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
г) право судьи на отставку;
д) неприкосновенность судьи;
е) систему органов судейского сообщества;
ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
К числу гарантий, кроме перечисленных, следует отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, «ж» ст. 102, ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона о статусе судей).
Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует и опасность влияния на судей со стороны председательствующего или со стороны других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему Закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается. При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных – старшина) подает свой голос последним.
Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому Закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора.
Закрепление в Законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия, стабильности правопорядка в стране.

Дополнительная информация из Википедии по теме: Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Распад СССР
Основной конфликт: Холодная война
1991 coup attempt1.jpg
Танки Т-80УД на Красной площади
Дата 1988—1991
Место   СССР
Причина Перестройка
Результат Прекращение существования СССР и образование СНГ, образование 15 международно признанных и ряд непризнанных государств, локальные конфликты на постсоветском пространстве

Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции в социальной структуре, народном хозяйстве, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования в 1991 году.

Процесс распада начался во второй половине 1980-х годов с началом перестройки; проявился, в частности, в стремлении союзных республик к большей государственной и экономической независимости от союзного центра (« Парад суверенитетов») и завершился подписанием 8 декабря Беловежских соглашений и 21 декабря Алма-Атинской декларации, учреждающих конфедеративный союз бывших советских республик Содружество Независимых Государств, сложением полномочий президента СССР Михаилом Горбачёвым 25 декабря и принятием декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР 26 декабря 1991 года.

С распадом СССР обрели государственную самостоятельность пятнадцать бывших союзных республик.

Процессы реконфигурации постсоветского пространства, попытки его активного освоения начиная с конца 1980-х годов ключевыми конкурирующими игроками на политической арене: США, Великобританией, Германией, Францией, Италией, Китаем, Японией, Турцией, а позднее и самой Россией — привели к глобальной геополитической перестройке: сформировался однополярный мир при глобальном доминировании США как единственной сверхдержавы.


Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *