Правовое регулирование деятельности СМИ

Тема 9. Правовой режим распространения информации
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Свобода массовой информации закреплена в п. 5 ст. 29 Конституции РФ.
Правоотношения в данной сфере регулируются федеральным законом от 27.12.91г. «О средствах массовой информации». Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку:
1) она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации;
2) защищает общественное сознание от воздействия пропаганды;
3) стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.
Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Согласно ст. 1 закона «О СМИ» свобода массовой информации предполагает отсутствие ограничений в отношении:
1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;
2) учреждения СМИ, владения, пользования и распоряжения ими;
3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Свобода массовой информации гарантируется судебной защитой.
Основными субъектами права массовой информации являются:
учредитель, редакция, издатель, собственник имущества СМИ, а также распространитель СМИ.
Регистрация СМИ носит не разрешительный, а уведомительный характер. Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов, нормативных и иных актов или выпускаются тиражом менее 1000 экземпляров.
Изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации (если она является обязательной) влечет административную ответственность.
Процедура регистрации начинается с подачи учредителем заявления в письменной форме.
В заявлении должны быть указаны: сведения об учредителе; название регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика или специализация СМИ; источники финансирования; предполагаемые периодичность выпуска и максимальный объем СМИ.
В регистрации СМИ может быть отказано в следующих случаях (ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ):
1) если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ;
2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности

3) если название, тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации (в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ);
4) если ранее уже было зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации.
Для телевидения и радиовещания необходимо не только регистрировать, но еще и лицензировать СМИ. Эти вопросы регулируются Законом о СМИ, федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлением Правительства РФ от 7.12.94г. № 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ».
Журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).
Права и обязанности журналиста определяются нормами гл. V Закона о СМИ.
Согласно ст. 4 Закона о СМИ, средства массовой информации несут юридическую ответственность за злоупотребление правом свободы массовой информации в следующих случаях:
1) использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для осуществления экстремистской деятельности;
2) пропаганда наркотических средств и психотропных веществ;
3) использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей (ст. 13.15 КоАП).
За перечисленные нарушения регистрирующий орган может вынести предупреждение редакции. Если в течение 12 месяцев редакция неоднократно получала письменные предупреждения, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ.
Основаниями освобождения редакции СМИ от ответственности являются следующие случаи (ст. 57 Закона о СМИ):
1) если сведения содержались в обязательных сообщениях (например, в тексте, который редакция опубликовала по решению суда);
2) если они были получены от информационных агентств;
3) если они содержались в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц;
5) если они содержались в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи;
6) если они являлись дословным воспроизведением материалов, распространенных другим СМИ.

Дополнительная информация из Википедии по теме: Правовое регулирование деятельности СМИ

Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое:

  • создано в целях извлечения прибыли,
  • имеет право осуществлять банковские операции,
  • имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,
  • действует на основании специального разрешения ( лицензии) полномочных государственных органов,
  • не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.
Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *