Основные черты философии Средневековья

Средневековая философия формировалась в феодальном обществе III-ХV веков. Духовные условия для возникновения и развития философии связаны с существованием христианского богословия. Философия считалась его “служанкой”. Однако она имела и реализовывала свои специфические функции, связанные с критической оценкой истинности догматов веры и свойств разума, преодолевающего сомнения. Дело в том, что в религиозном мировоззрении удерживаются философские идеи, поэтому достоянием философии средневековья стали философские принципы, развитые на основе новых духовных условий.
Наиболее важной чертой философии Средневековья был теоцентризм(от греч. теос – Бог) – признание Богаисточником любого бытия, ценностей и человека. Космоцентрическая античная философия заменяется теоцентрической философией Средневековья.
Теоцентризм – это универсально-онтологический принцип существования заданной истины-бога, которая открыта миру и человеку.
Теоцентризм выражается в связанных с ним принципах креацианизма(творчества), провиденциализмаи откровения.
Креацианизм требовал рассматривать все явления как творения Бога из ничего по его воле. Понятно, что природные явления, судьба человека и общества предопределены созидающей силой Бога.
Провиденциализм в философии Средневековья имеет эсхатологическую особенность направленного времени, а не возвращение времени в своё начало, как в античности.
Принцип откровения утверждает возможность познания мира мистическим, сверхрациональным озарением. Философия разработала проблему веры, герменевтического объяснения текста.
В развитии философии Средневековья выделяются два периода: патристики и схоластики. ПатристикаIII-VIII век н. э.) характеризуется теоретическим оформлением и разработкой христианской догматики (в двух основных вариантах – греко-византийском и латинском).
Схоластика(XI-XIII век) систематически разрабатывала философию отдельно от теологии. В основе патристики лежали наиболее значимые платоновские элементы, в основе схоластики – аристотелевские. Наиболее известными философами патристики являются: Августин, Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов выделяют Пьера Абеляра, Фому Аквинского, Дунса Скотта, Вильяма Оккама, творцов “экспериментальной философии” – Р. Грасотеста, Р. Бэкона и др..
Для философии Средневековья характерны проблемы соотношения веры и разума, номинализма и реализма, проблема обоснования субъективности и человека и др. Августин считал, например, что вера идёт впереди разума, а Фома Аквинский старался установить гармонию веры и разума, обосновывая тем самым концепцию двух истин.
Рациональность философии ярко проявилась в длительном споре реализма и номинализма – споре о природе общих понятий. Реалисты считали первичным существование универсалий, а номиналисты – вторичным, так как реально существуют отдельные вещи, а универсалии есть только имена (термины). Номинализм способствовал становлению опытной науки и светского, нетеологического рационализма.

Философия Средневековья ещё с Августина оперирует понятиями человеческой особенности, субъективности. Речь идёт о воле и ответственности человека перед Богом, о надежде, любви к Богу. Фактическиоткрывается внутренний свет человека, его духовность.
Сделаем основные выводы:
1. В философии Средневековья всё объясняется исходя из принципа абсолютности Бога.
2. Доминирующей тенденцией Средневековой философии является герменевтическое объяснение слова и текста. Философия открывает свой теоретическо-символический инструментарий.
3. Философия Средневековья открывает субъективную реальность, самосознание человека, а также даёт возможность развития науки.

Дополнительная информация из Википедии по теме: Основные черты философии Средневековья

Немецкая философия — обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей.

Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и континентальной философских школах на протяжении веков, от Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *