Наука и образование в средние века

Развитие науки, искусства и других отраслей творчества в эту эпоху претерпевало особые изменения. С одной стороны, для них был характерен уклон в спиритуализм, с другой стороны, все ярче и ярче вырисовывается склонность средневекового мышления к рациональному истолкованию бытия. Попытку синтеза средневекового мировоззрения пыталась осуществить схоластика – наиболее известное проявление научной, философской и богословской мысли этой эпохи. Наиболее известные представители схоластики – Альберт Магнус, Ульрих Страсбургский, Пьетро Дамиани. Однако непререкаемым авторитетом данного направления являлся Фома (Томас) Аквинский (1225–1274) – монах-доминиканец, до сих пор являющийся важнейшей фигурой католицизма. Схоласты одни из первых начали активно использовать античное наследие в своих теоретических построениях. Разумеется, античность достаточно вольно интерпретировалась, исходя из реалий тогдашнего времени. Наиболее авторитетным философом древности считался Аристотель. Любое знание, по учению схоластов, имеет два уровня: 1) сверхъестественное знание, даваемое в откровении (основной источник – Библия); 2) естественное знание, отыскиваемое человеческим разумом, – тексты Аристотеля, Платона, арабских философов и т. д. Однако одно положение в схоластике имело символическое значение, придававшее знанию, в будущем, светский характер. По мнению схоластов потенциально и в том, и в другом уровне уже дана всякая истина. Тенденцией к выпадению науки из религиозной сферы явилось появление особых учебных заведений – университетов. Возникавшие по началу как большие школы при церквях и монастырях, университеты плавно перетекали в города, высвобождаясь от зависимости духовенства. Тем не менее основными предметами в них являлись прежде всего богословие, затем юриспруденция, а позже медицина. Часто университеты различались по специализациям. В Салерно главным являлась медицина, в Болонье – право, в Париже – богословие. Однако, как уже отмечалось, средневековое общество было сословным. Это касалось и горожан. Так как большинство горожан было ремесленниками, то организовывались они по цеховому принципу. Каждая ремесленная корпорация (цех) имела чёткую тройную структуру: Мастер – Подмастерье – Ученик. Поэтому люди, желающие заниматься интеллектуальным ремеслом, тоже должны были представлять корпорацию – цех по производству знаний. Таким цехом и стал университет.
Исходя из сословного деления общества в эту эпоху, студенты и преподаватели составляли для взаимной поддержки друг друга некое сословие, которое и получило название – «Всеобщий Союз», «Объединение» или просто «Всеобщий» (Universitates) – Университет. В последствии студенты создавали землячества – нации, а преподаватели – свои союзы (магистры, доктора и т. д.). Университеты делились на факультеты: Младшие и Старшие. На младших изучали семь свободных искусств, делившихся на две части: Тривиум – грамматика, риторика, диалектика; Квадривиум – музыка (Церковное пение), арифметика, геометрия (куда входила география), астрономия. Окончившие Младший курс, получали диплом артиста (от лат. art – искусство) и могли переходить на один из старших факультетов (Богословия, Права, Медицины). Преподавать мог любой, окончивший старший курс. Всё преподавание велось исключительно на латыни – это был главный отличительный и объединяющий символ всех университетов. Постепенно сложились и две формы преподавания – лекции и диспуты. Лекции читались из-за отсутствия либо недостатка литературы, а семинары были активной формой общения для обмена знаниями. Между студентами и преподавателями закладывались традиции глубокого взаимоуважения и поддержки. Это отразилось и в двух типах университетов: там, где всеми делами заправляли студенты, глава университета – ректор, выбирался из их среды. Соответственно, там, где всем заправляли преподаватели, ректор тоже был преподаватель. Однако и в том, и в другом случае у ректора была одна главная обязанность – отстаивать интересы университета перед властями и активно защищать как студентов, так и преподавателей. Традиция глубокого уважения друг к другу, отсутствие произвола либо панибратства или школярства, сохранение своих праздников и своего академического университетского духа, характерны для старых, классических университетов и по сей день. Универсальный характер преподавания и дух академической свободы приводили к тому, что многие студенты и преподаватели часто просто кочевали от одного университета к другому по всей Европе. Они получили название вагантов (лат. vagarae – бродить) и пользовались большой популярностью в народе. Для многих вагантов сам факт путешествия становился целью жизни, а частично приобретённые знания плюс творческие способности – средством к существованию.

Со временем количество университетов всё более увеличивалось. Причём, как ни странно, среди тех, кто был наиболее заинтересован в развитии этого явления, была Католическая церковь. Зачем церкви нужны образованные и учёные люди? Сейчас, когда уходят в прошлое мифы эпохи Просвещения и периода государственного атеизма в нашей стране, взгляд на взаимоотношение религии и науки в средние века становится более объективным и научно трезвым. Современные учёные понимают, что в условиях, препятствующих появлению науки, ожидать её появления было бы бессмысленно. Однако наука имеет точную дату рождения и прописку. Это Европа позднего средневековья. И роль церкви в этом была весьма важной. Дело в том, что в миссионерской деятельности часто приходилось вести религиозные споры с язычниками. А убедить их в том, что части природы не есть божества, могли именно рациональные аргументы, которые возникали в среде университетского учёного сообщества. Однако более серьёзной была ситуация с уже крещёным средневековым миром. Человек средневековья всё ещё находился в высокой степени зависимости от природы. И поэтому, даже будучи христианином, он невольно одушевлял те элементы природы, от которых зависела его жизнь (землю, солнце, погодные условия). Происходило пусть невольное, но всё же сохранение язычества. По причине этого Церкви нужна была такая картина мира, которая бы раз и навсегда пресекала все возможности возникновения процессов оязычивания во всех слоях тогдашнего общества. И модель такой картины мира была найдена. Это была механическая картина мира. Действительно, глупо, например, обожествлять элементы ветряной мельницы, в силу того, что они не живые и имеют искусственное происхождение. Но, самое главное, любой механизм всегда имеет своего создателя. Мир имеет своего автора – Бога. И все его компоненты имеют рациональную, познаваемую, неодушевлённую основу. Церковь сделала заказ на создание механической картины мира. Выполнить этот заказ могла только корпорация университетских ученых-интеллектуалов. Вот почему церковь не только не преследовала развитие научных знаний, но всячески способствовала их культивации, путём увеличения количества университетов в Европе. Поэтому уже в средние века система образования становилась одной из наиболее передовых во всём культурном мире.

Сам факт – возрастание интереса к личности как к источнику творчества, которая в свою очередь является отражением свободы индивида, интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам, характерам – отражает специфику позднего средневековья. Всё человеческое и рассмотрение всего через призму человеческого становится центром всеобщего интереса и внимания. Эпоха противоречивости, синтеза, симбиозности, труднообъяснимого к концу XV века, постепенно уступает новому периоду в истории Европы – эпохе Возрождения.

Литература
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. – 350 с.
2. Карсавин Л. П. Римская империя, христианство и варвары. – СПб., 2003. – 336 с.
3. Карсавин Л. П. Культура средних веков. – М., 2003. – 221 с.
4. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада. – Екатеринбург, 2000. – 326 с.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – 372 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите хронологические рамки средневековой культуры.
2. Укажите причины возникновения университетов.
3. Выделите и прокомментируйте основополагающие черты миросозерцания, господствующего в эпоху Средневековья.
4. Каков характер отношений, сложившихся между церковью и наукой в культуре западного Средневековья?
5. Кто такие ваганты?

Глава 19. Средневековая

Дополнительная информация из Википедии по теме: Наука и образование в средние века

Средние века
Предыдущее по порядку античность
Следующее по порядку Возрождение и Раннее Новое время
Изучается в медиевистика, medieval history[d] и medieval archaeology[d]
Дата начала 476
Дата окончания 1500
Код WordLift data.thenextweb.com/tnw/…
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Страница средневековой рукописи
Европа в 1328 году
Европа в 1430-е
Европа в 1470-е

Сре́дние века́, или Средневеко́вье, — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *