Модуль 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Москва

Квалификация выпускника: Бакалавр

И проведению семинарских занятий

По самостоятельной работе студентов
Дисциплина: «История»
Направления подготовки:
080100.62 «Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)»)»;
080100.62 «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»

Кафедрагуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
(протокол от 5 мая 2011г. №10)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий

Дисциплина: «История»

Направления подготовки (специальность):
080100.62 «Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)»)»;
080100.62 «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»

Квалификация выпускника: Бакалавр

Москва

Автор
А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

Ответственный за выпуск
А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

Рецензенты:
В.А. Махонин, заведующий кафедрой международных отношений Военной академии МО РФ, доктор исторических наук, профессор;
А.В. Зубач, заведующий кафедрой административного и таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

© Российская таможенная академия, 2011

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: «История»

Направления подготовки:
080100.62 «Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)»)»
080100.62 «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»;
080200.62 «Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»;

Квалификация выпускника: Бакалавр

Автор

Александр Тимофеевич Климович

Издано в авторской редакции
Тема 1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки[1]

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки».
2. Составьте схему (с мультимедиа-презентацией), отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.
3.* Подготовить доклад «Россия в истории развития мирового сообщества».
II. План семинарского занятия
(форма обучения – очная)
1. Дайте характеристику источников дисциплины «История».
2. Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории.
3. Роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Изучение дисциплины «История» следует начать с освоения предмета науки история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории, а также понятие и классификацию исторических источников.
Студентам следует понять, что дисциплина "История" – важная составная часть гуманитар­ной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспита­тельная.
Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравни­тельно-исторический, ретроспективный, системно-статисти­ческий, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, пери­одическая печать, кинофотодокументы.
Во втором вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круго­ворота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).
Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять влияние формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизационного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток – мощные цивилизационно – формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.
В третьем вопросе студенты должны изучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Ры­бакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в разви­тие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жесткой политической ангажированности советских историков.
В результате подготовки к семинару студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.
3. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие исторические источники Вы можете назвать?
2.Какие функции исторического познания Вы отметили?
3.Каковы задачи историографии?
4.Какие методы исторического познания Вы знаете?
5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать?

Дополнительная информация из Википедии по теме: Модуль 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Многофункциона́льный лаборато́рный мо́дуль «Нау́ка» (сокр.: МЛМ-У, усоверше́нствованный) — один из проектируемых модулей российского сегмента МКС, создаваемый ГКНПЦ им. М.В Хруничева на основе дублёра модуля « Заря» — ФГБ-2, по заказу Роскосмоса. «Наука», 17-й модуль для МКС, должен стать одним из самых больших модулей на всей Международной космической станции.

У «Науки» 10-летний ресурс, что фактически обеспечит работу российского сегмента МКС до 2030 года. Подключение «Науки» к российскому сегменту МКС потребует 10 выходов в открытый космос.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *