Массовая культура ХХ века

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Возникновение книгопечатания, что по мнению канадского философа М. Маклюэна создало тип печатной культуры – «галактику Гуттенберга».
3. Появлением в европейской литературе XVII–XVIII веков жанра романа (приключенческого, детективного, авантюрного), значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) – автора широко известного романа «Робинзон Крузо». Развитию романа способствовало принятие закона об обязательной всеобщей грамотности (1870 г. Великобритания), создавшего читательскую аудиторию.
Все вышеизложенное – это предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX–XX веков. Как уже отмечалось ранее, массовая культура есть плод развития американского общества. (См. тему «Типология культуры»)
Впервые теоретический анализ массовой культуры дал испанский философ и социолог X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г.). Он выводит само понятие «масса» понятия «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. Он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – невыделенных ничем.<…> Масса – это «средний человек». Таким образом, чисто количественное определение – «множество» – переходит в качественное» [169, c. 45] Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «…не отличается от остальных и повторяет общий тип» [169, с. 45]. По Гассету, массовый человек плывет по течению, боясь быть не как все, в своем интеллектуальном и духовном развитии он зауряден. «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и повсюду» [169,с. 48]

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода. Многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс», который является основой общества потребления. Под обществом потребления понимаетсясовокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется соответствующей системой ценностей и установок, формирование которых и входит в одну из задач массовой культуры.
Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени, размывание классовой структуры. Неотъемлемой частью жизни современного человека стал шопинг, который является своеобразной философией и психологией общества потребления. Средства массовой культуры (реклама, телесериалы, глянцевые журналы и пр.) поддерживают эту философию и формируют психологические установки.

Массовая культура создает свой язык иформирует особое эстетическое сознание.Рассмотрим их важнейшие характеристики.
1. Одним из важнейших особенностей языка массовой культуры стал симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») – копия, не имеющая оригинала. Симулякр – это пустой знак, не имеющий содержания. В современном значении слово симулякр введено в науку Жаном Бодрийяром. Это понятие означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, картинка, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но на самом деле является подделкой, созданная разными манипуляциями с помощью специального программного обеспечения или другими средствами, при этом то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда, – это симулякр.
«Симулякрами» пронизана вся современная культура, политика, экономика. Так, например, Бодрияр назвал симулякром войну в Персидском заливе в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по журналистов не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Язык симулякра проник в телевидение, рекламу, массовую литературу.
2. В массовом эстетическом сознании формируется образ «усредненно-сглаженного творчества». Классические эстетические категории трагического и комического заменяются мелодрамой, а категории безобразного и низменного – банальным (тривиальным). При этом эстетическое сознание массовой культуры допускает существование феномена пошлости, низкого в нравственном отношении, безвкусно-грубого. Пошлость – понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который принижает идею достоинства личности, вульгаризирует духовные ценности до уровня ограниченно-обывательского понимания. При этом себялюбивое благоразумие возводится в жизненный моральный принцип, а самодовольная посредственность утверждает себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего возвышенного, великого, выходящего за рамки обыденного.
3. Неомифологизм массовой культуры.Массовая культура опирается на определенные мифы, которые она же и создает. Миф потребительского общества становится самостоятельной реальностью. Он создает представление о современном человеке, его сущности, образе жизни, ценностях, желаниях и пр.
Современное мифотворчество не объясняет реальность, а строит ее иллюзию, мираж. Особенностью современный мифологии стало преобладанию политических и социальных мифов. Они задают систему ценностей человека, способы его ориентации в обществе, и в то же время являются средствами манипуляции людьми. Важнейшие из них:
· «миф успеха» (все люди, независимо от происхождения, имеют равные шансы на успех),
· «миф Золушки» (феномен телесериала, эксплуатирующий образ Золушки),
· «миф простого парня» (простодушие и бесхитростность героя побеждают все происки недоброжелателей) и др.
Наиболее ярко функцию неомифологизма выполняет реклама. Она является неотъемлемой частью общества потребления, и призвана эстетизировать процесс потребления. Главной ее задачей является формирование желания. Реклама эксплуатирует идею гедонизма (от греч. гедонэ – наслаждение) – этическую установку, в рамках которой смысл жизни сводится к получению физических удовольствий. Формируя желание, реклама при этом выполняет функцию психологической компенсации их воплощения.
Мифологизм рекламы заключается в создании так называемых рекламных мифов: мифа о вечной молодости, вечной жизни жизнь, активности как источника успеха и пр. Она создает аллегорические фигуры Красоты, Интеллекта, Здоровья, Успеха (достигнуть этого нам помогают средства, выпускаемые современной индустрией).
Гедонистическое начало рекламы наиболее ярко проявляется в создании образа райского сада рекламы: образ Сада Земных Наслаждений.
При этом необходимо отметить, что массовая культура не является просто «дешевкой». Ее лучшие образцы создаются одаренными людьми, высококвалифицированными профессионалами. Продукт массовой культуры по содержанию глубже, чем потребности массового потребителя. В рамках массовой культуры есть также своя «классика». Например, в жанре детектива – А. Кристи, Ж. Сименон, в жанре фантастики – братья Стругацкие, в музыке – «Биттлз», в кино – Ч. Чаплин и пр. В современной культуре происходит смешение жанров высокого и массового искусства, выход оперных певцов и артистов балета на эстрадную сцену, экранизация классической литературы и пр. Отношение к подобным явлениям неоднозначно среди зрителей и критиков. Однако большинство исследователей утверждают, что в современном обществе массовая культура победила элитарную культуру в борьбе за зрителя, а следствие из этого факта – формирование неспособного к восприятию подлинного искусства, к чтению литературы, к концентрации внимания и критическому мышлению человека. Являются ли подобные оценки справедливыми – хороший повод для дискуссии на семинарских занятиях.
Итоги развития культуры ХХ века весьма противоречивы
:
· XX век ознаменован социальными революциями, что привело к противостоянию государств и государственных систем, вылившееся в две мировые войны; научно-техническая революция создала угрозу экологического кризиса.
· Наука XX века совершила прорыв в глубины постижения материи. Ее завоевания оказались настолько значительными, что потребовали от общества осознания связи всех человеческих действий с глобальными процессами, а вместе с этим усиления внимания к культурной стороне существования человечества.
· Искусство XX века вырабатывает свои формы, связанные с проникновением в глубины бессознательного, обнаруживает стремление к поиску тайного смысла в знаках повседневной жизни.
· Рядом с элитарным искусством, обращенным к интеллектуалам, со свойственной ему сложностью картины мира, сосуществует массовое искусство, обращенное к усредненному человеку
· Во второй половине ХХ века обнаружились черты кризиса культуры, выражением которого стало понимание зыбкости, неустойчивости, относительности всех явлений мира, восприятия мира как хаоса, что выразилось в философии и культуре эпохи постмодерна.

Дополнительная информация из Википедии по теме: Массовая культура ХХ века

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы.

Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствии у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Личностный статус человека формируется на уровне социальной группы, общины, ремесленного цеха, аристократического «света», церковного прихода. Но непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень соседского, профессионального, религиозного общения, общения в «своём круге» и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, одевающихся в тех же универсальных магазинах, ездящих в тех же поездах и трамваях, читающих те же газеты, и так же, как он, одиноких.

Поэтому потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер. Такое обостренное личное восприятие национальных, государственных потребностей делает любой конфликт как в государстве, так и в международных отношениях личным делом миллионов людей и придает ему особо острый, болезненный характер. Это создает для элит неограниченные возможности манипулирования атомизированными массами. Теория массового общества таким образом объясняет причины революции 1917 г. в России, а также появление фашизма и нацизма в Италии и Германии соответственно.

Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» (1930 г.). Он писал, что в отличие от прежних времен, когда массы находились у «задников общественной сцены», сейчас они на авансцене истории, что и вызвало тяжелейший кризис в Западной Европе. Ортега-и-Гассет напоминал, что небывалое увеличение спектра человеческих возможностей, расширение пространственных и временных границ его мира произошло внезапно, за одно поколение. Средний человек, который чувствует себя «как все» и зная, что он посредственность, «имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать своё право на посредственность». Приобщаясь к благам цивилизации очень быстро, он не только не усваивает культуры прошлого, но и отрицает её.

В двадцатом веке хамство стало очень острой проблемой, и этим оно обязано прогрессу. Массы крестьян были вырваны из патриархальных условий, в которых держались патриархальные табу, и оказались урбанизированы. Там, где развитие происходило особенно быстро, в странах центральной Европы, поздно вступивших на путь прогресса и торопившихся догнать и перегнать, рост хамства был особенно грозным. Он поставил под вопрос само существование европейской цивилизации.

Из выступления Г. С. Померанца "О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива"

В 1960-70-е годы Дэниел Белл и Эдвард Шилз попытались преодолеть критическую направленность теорий массового общества, подчеркивая интеграцию масс в систему институтов массового общества, преодоление социальных антагонизмов и создание более социально однородного общества.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *