Государственный строй империи Маурьев

Маурийская держава просуществовала чуть более двух веков, но заняла особое место в истории Индии, став символом ее единства. В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). «Основными элементами государства являются государь, министры, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники», – говорилось в Артхашастре. Власть царя была наследственной – от отца
к сыну. Еще при жизни царь назначал себе наследника. Вступление на престол осуществлялось в виде абхитшеке – торжественного церемониала.
Об особой роли монарха говорил советник Чандрагупты Каутилье, написавший специальный трактат Артхашастра, в котором говорится
о различных аспектах жизни царя и царства, закреплены особой царской дхармой– свода правил поведения, круг налагаемых разнообразных обязанностей. Потому-то Ашок даже провозгласил политику «дхармавиджайн» («завоевание дхармы»). Его самого называют «царем дхармы», и он же учреждает особый разряд чиновников «по делам дхармы».
В соответствии с дхармой царь «в своей стране» должен был вести «себя правильно, строго наказывать врагов», быть справедливым
«по отношению к друзьям, преисполненным терпением к брахманам». Лучшее средство царя для достижения блаженства – это «храбрость
в битвах, защита народа, почитание брахманов». Осуждался царь жадный, глупый, несправедливый и жестокий. Царь, «имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие», – говорилось
в Законах Ману.
Царь возглавлял государственный аппарат. Он обязан был управлять страной посредством указов: «Главное для царей – это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них». «Когда все законы нарушаются, царь сам является проводником законов, охраняя нравы и обычаи народа…», – говорилось в Артхашастре. Он являлся военачальником, верховным судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, сбор налогов, опекунство для малолетних, больных и вдов, а также борьба со стихийными бедствиями. Особо выделялась функция по организации публичных работ, строительство ирригационных каналов. Раджа
не обожествлялся, но считался «богоугодным царем» (деваража), а царь Ашок величал себя «милым богам».
Законодательной властью царь не обладал, этим занимались брахманы, потому радже предписывалось почитать их как знатоков вед и поступать по их совету.
В дхарме царя особое внимание уделяется наказаниям царя за совершенные преступления, т. к. согласно Законам Ману, «наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят…».

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Махаматры (руководители) подразделялись на простых и на дхармамахаматров или «советников дхармы». Последние заботились
о морали и поведении не только своих подчиненных, но и обо всех людях. Махаматры занимали разное положение в обществе. Одни находились в окружении царя и выполняли его поручения; другие –
в крупных и мелких городах державы, в областях и на «окраинах».
Появляется особая категория чиновников под названием адхъякш, и среди них важное место отводилось чиновникам финансового ведомства. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству. Царю советовалось назначать служащих «честных, умных, твердых, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных», – говорилось в Законах Ману.
Кроме этих чиновников при царе находились многочисленные советники, которые непосредственно не занимались делами управления и суда. Из них выделялся придворный жрец (пурохита), который советовал правителю «уметь противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей».
На втором плане административной лестницы стояли разнооб-разные специализированные чиновники – смотрители за финансами, царскими мастерскими, земельным хозяйством, торговлей и т. п. Особой заботой царя пользовались военные: надзиратель за слонами, командиры пехоты и колесниц, главный военачальник (сенапати).

Непосредственное управление государством осуществлялось практикой регулярных (каждые пять лет) «объездов», осуществляемых махаматрами, юктами, раджуками и прадешиками.
В то же время царь реализовывал свою власть и через местные структуры, сложившуюся иерархию лидеров. Предписания и поучения монарха передавались царевичам и махаматрам, а местные махаматры доводили их до раджуков, которые, в свою очередь, направляли их знати.
Административное деление отличалось сложностью. Структура державы состояла из «ядра» (области центральной Индии и долины Ганга) и областей «окраин». В рамках государства Маурьев были объединены народы, стоявшие на различных ступенях развития, и, вероятно, с различными формами социальной организации.
Под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале) и сельские районы, управляемые раджуками.
В державе продолжали существовать города и области, обладавшие значительной автономией, племена и племенные объединения, в том числе пять княжеств или царств. Во главе последних стояли царевичи, выполнявшие функции наместников. Их положение было различным. Вероятно, царевичи занимали промежуточное положение в социально-политической иерархии общества, и их можно характеризовать как местных крупных лидеров, посредников между верховной властью и местными социально-политическими организациями.
Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 1 000, 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками, которые получали жалование от царя.
Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) – до 1 000 семей – являлась грамма, во главе с выборным старостой – грамиком. Он должен был отвечать за сбор налогов, следить за порядком.
Держава Маурьев была военной, армия в ней играла огромную роль, т. к. войны расценивались как важный источник доходов и процветания государства. Поэтому-то почитался царь храбрый и воинст-венный. Армия состояла из наследственных воинов и наемников. Только представители варны кшатриев могли в ней служить и носить оружие.
Наряду с завоеваниями, армия обязывалась охранять государство и общественный порядок. С целью «подчинения страны» воинские подразделения помещались посреди двух, трех, пяти и сотен деревень.

12345678910Следующая ⇒

Дополнительная информация из Википедии по теме: Государственный строй империи Маурьев

Империя
Империя Маурьев
मौर्यसाम्राज्यम् ( санскрит)
मौर्यसाम्राज्य ( хинди)
Maurya Empire, c.250 BCE 2.png
←  Nanda Empire.gif
←  Ancient india.png
Sunga-Border.jpg  →
SatavahanaMap.jpg  →
Indo-ScythiansMap.jpg  →
322 до н.э. — 187 до н.э.
Столица Паталипутра наст. время Патна
Язык(и) индоарийские языки магадхи, пракрит, санскрит
Религия индуизм, буддизм, джайнизм, адживика
Денежная единица индийские монеты[d]
Площадь 5 000 000 км²
Форма правления абсолютная монархия по данным Артхашастра
Император
 • 322—298 до н. э. Чандрагупта Маурья
 • 298—272 до н. э. Биндусара
 • 268—232 до н. э. Ашока
 • 232—224 до н. э. Дашаратха
 • 224—215 до н. э. Сампрати
 • 215—202 до н. э. Салишука
 • 202—195 до н. э. Деваварман
 • 195—187 до н. э. Сатадханван
 • 187—185 до н. э. Брихадратха
Преемственность

Афганистан → Бангладеш → Бутан → Индия → Иран → Киргизия → Китай →

Мальдивы →
  История Индии
Emblem of India.svg
Древняя Индия
Доисторическая Индия
Индская цивилизация
Ведийская цивилизация
Религия, Варны, Махаджанапады
Империя Маурьев
Экономика, Распространение буддизма,
Чанакья, Сатавахана
Золотой век
Ариабхата, Рамаяна, Махабхарата
Средневековая Индия
Гурджара-Пратихара
Пала
Раштракуты
Искусство, Философия, Литература
Делийский султанат
Виджаянагарская империя
Музыка, Нанак, Ислам в Индии
Империя Великих Моголов
Архитектура, Заминдар
Государство маратхов
Современная Индия
Правила компании
Уоррен Гастингс, 1857

Британская Индия

Реформы, Бенгальское Возрождение,
Национально-освободительное движение,
Махатма Ганди, Субхас Чандра Бос

Портал «Индия»

Империя Мау́рьев — обширное государство в древней Индии, периода железного века ( 322— 187 годы до н. э.), было основано Чандрагуптой Маурья, со столицей в Паталипутре (современная Патна). Империя была крупнейшим политическим образованием, существовавшим на индийском полуострове и занимала площадь более 5 миллионов квадратных километров в период наивысшего могущества при Ашоке.

Приблизительно около 322 года до н. э. Чандрагупта Маурья собрал армию с помощью Чанакьи (также известного как Каутильи) и сверг империю Нанда. Чандрагупта быстро расширил свою власть на запад, через центральную и западную Индию, покорив сатрапов, оставленных Александром Великим, и к 317 году до н. э. империя полностью оккупировала северо-западную часть Индии. Чандрагупта Маурья затем победил Селевка I (основателя Империи Селевкидов), получив таким образом территорию к западу от реки Инд.

Империя располагалась вдоль естественной границы Гималаев, на востоке до Ассам, на западе до Белуджистан (юго-запад Пакистана и юго-восток Ирана) и до Гиндукуша (восточным Афганистаном). Государство распространилось в южные районы Индии во время правления Чандрагупты и Биндусары, кроме Калинга (современный Одиша), пока она не была завоевана Ашокой. Через 50 лет после правления Ашоки государство потеряло значительные территории и распалось, связано это с приходом к власти династии Шунга в Магадхе.

При Чандрагупте Маурье и его преемниках внутренняя и внешняя торговля, сельское хозяйство и экономическая деятельность процветали и расширялись по всей Южной Азии, благодаря созданию единой и эффективной системы финансов, администрации и безопасности. Династия Маурья построила Великую магистральную дорогу, одну из старейших и самых длинных торговых сетей в Азии, соединяющую индийский субконтинент с Центральной Азией. После Калинской войны Империя пережила почти полвека централизованного правления при Ашоке. Принятие Чандрагуптой Маурией джайнизма усилило социально-религиозные реформы в Южной Азии, в то время как принятие Ашокой буддизма позволило расширить эту веру в Шри-Ланке, северо-западной Индии, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Египте и эллинистической Европе.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *