ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В философии существуют понятия-экзистенциалы, характеризующие бытие человека в мире: жизнь, смерть, бессмертие, страх, одиночество, отчаяние, счастье, надеждаи другие. Рассмотрим для примера следующие понятия.
Любовь. Это способ бытия человека, состоящий в направленности воли и чувства на другую личность, выражающийся в потребности «отдать себя» предмету любви и одновременно сделать его «своим», «слиться» с ним.
Любовь как состояние характеризуется рядом черт:
· нет конкретных причин, любят не за что-то, а без оснований, возникает свободно, непредсказуемо, ее нельзя принудительно вызвать и преодолеть;
· идеализация предмета любви: любящие раскрывают друг в друге качества, скрытые для окружающих, но все это очень субъективно и иррационально;
· обладает огромной творческой энергией, человек может измениться сам и изменить другого (спорная возможность, но любящим всегда допускается);
· способность любить определяется во многом развитостью определенных душевных качеств (по Л.Фейербаху, препятствием для любви является эгоизм);
· часто требует самоотречения, готовности к поступку, сопровождается борьбой с обстоятельствами, что не есть счастье в повседневном смысле слова;
· в то же время вырывает человека из привычной повторяемости обыденной жизни, раскрывает его сущность, формирует как личность;
· предполагает стремление к постоянству, что выражается в требовании физической и духовной верности друг другу;
· это не просто устремленность к лицу противоположного пола, но к другой личности с ее уникальностью, выступающей как абсолютная ценность;
· любящие, дополняя друг друга, образуют целое, когда один оценивает свои поступки в соотношении с тем, как на это посмотрел бы любимый человек;
· разлюбившему его прошлое состояние кажется непостижимым.
Тема любви была одной из ведущих в русской религиозной философии XIX-XX веков. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, В.В.Розанов полагали, что сложность феномена любви в том, что в нем пересекаются биологическое и духовное, личностное и социальное, интимное и общезначимое. Любовь они рассматривали как важнейший компонент духа человека, глубинную форму самосознания личности, проявление богоподобия человека, способ преодоления эгоизма. По В.С.Соловьеву, любовь универсальна: мужчины и женщины, родителей и детей, человека к Богу, Родине, самому себе, жизни в целом.
Смысл жизни. Этот вопрос относится к разряду «вечных» философских вопросов, на который однозначного ответа быть не может. Все трактовки этого вопроса можно свести к нескольким важнейшим подходам.
Во-первых,существует абсолютный для всех людей смысл жизни:

· религиозный вариант: смысл жизни – в реализации божественного начала в человеке, выражающегося в любви к ближнему;
· светский вариант: идея переустройства общества в интересах счастья всех людей, прогресс изменит жизнь людей к лучшему.
Во-вторых,нет абсолютного смысла, каждый определяет его сам:
· эвдемонизм – достижение счастья;
· аскетизм – телесное и материальное самоограничение в пользу духа;
· гедонизм – получение различных удовольствий;
· утилитаризм – извлечение пользы;
· альтруизм – бескорыстное служение людям.
В-третьих,в жизни вообще нет смысла(А.Шопенгауэр и А.Камю).
Против этого взгляда выступил Виктор Франкл: отсутствие смысла или невозможность его реализации порождает «экзистенциальный вакуум», лежащий в основе апатии, депрессии, утраты интереса к жизни. Он разработал метод логотерапии, направленный на обнаружение смысла тремя путями: совершая дело (подвиги), переживая ценности (в любви), или в страдании. Цель логотерапии – помочь увидеть спектр возможных смыслов, из которых нужно выбрать истинный для себя. Осуществляя смысл, человек осуществляет себя.
Вера. Состояние духа, состоящее в глубокой убежденности в чем-либо.
Религиозная вера состоит в принятии догматов и решимости придерживаться их вопреки сомнениям, трактуемым как «искушения». Имеет место и личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю во всех делах и помыслах, помощнику и спасителю в различных ситуациях, посылающему страдания для блага самого верующего. Личная верность Богу выражается в «служении», которому верующий отдает всего себя. Эта вера иррациональна.

Научная вера– это принятие знания без прямых обоснований на основе интуитивной ясности и очевидности (аксиомы в геометрии, постулаты в физике). Научное познание невозможно без доверия к опыту других людей, веры в идеал достижимости истины. Ученый верит в истинность выдвигаемой им гипотезы. По Т.Куну, решение отстаивать парадигму или принять новую может быть основано только на вере в ее истинность. В отличие от религиозной веры, научная вера допускает сомнение, критику, коррекцию опытом, обоснование разумом.
Философская вера. Античные мыслители допускали положения, не нуждающиеся в обосновании (наличие первоначала, которое в то время не могло быть подтверждено эмпирически). И.Кант утверждал дуализм мира «видимого», феноменального, доступного познанию, и мира «невидимого», ноуменального, лежащего за пределами опыта. Все учения о последнем рационально не обоснованы, их выбор – акт веры. Наряду с рациональной аргументацией любой философ верит в истинность своего учения. Эта вера ближе научной, рациональной.
Игра. Это широкий спектр активности животных и человека, противоположный полезному действию и характеризующийся переживанием удовольствия от самого процесса деятельности безотносительно к его результату. Основатели общей теории игры – Ф.Шиллер и Г.Спенсер. По Ф.Шиллеру, игра имеет эстетическую природу и характеризует сущность человека, по Г.Спенсеру, – имеет эволюционный аспект и выполняет упражняющую функцию.
Феномен игры может быть рассмотрен с трех главных сторон.
Во-первых, в этологии – науки о поведении животных. До 30-х годов XX века игра трактовалась как форма упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения. Эта теория была подвергнута критике: инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении, игра – это действие с предметом, обладающим для животного новизной (до сих пор нет единой точки зрения).
Во-вторых, в психологии разрабатывался вопрос о значении игры в психическом развитии. Л.Выготский особое внимание уделял ролевой игре как средству моделирования социальных отношений, социализации личности, были отмечены тренирующая, познавательная и социализирующая функции игры.
В-третьих, анализ игры как универсального феномена бытия. Йохан Хейзинга полагал, что игра старше культуры, игра есть и у животных, но суть игры не биологическая. Игра есть основа и высшее проявление культуры, вся жизнь общества сосредоточена в игре и вокруг нее. Деятельность людей сводится к игре (понятие «homo ludens»«человек играющий»): словесные приемы софистов – игра, образная игра слов в поэзии, игровое начало правосудия (состязательность сторон обвинения и защиты), игровые формы искусства. Льюис Мэмфорд полагал, что не труд, а игра была формирующим фактором человека и культуры.

Дополнительная информация из Википедии по теме: ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Межличностные отношения
Типы отношений
  • Агамия
  • Брак
    • Сологамия
  • Вдовство
  • Гражданское партнёрство
  • Дружба
  • Броманс
  • Значимый другой
  • Моногамия
  • Побратимство
  • Поливерность
  • Полиамория
  • Полигамия
    • Многожёнство
    • Многомужество
  • Родство
  • Семья
  • Сожительство
  • Отношения для секса
  • Поощрительное спаривание
События
  • Личная жизнь
  • Ухаживание
  • Флирт
  • Свидание
  • Предложение
  • Помолвка
  • Свадьба
  • Супружеская измена
  • Расставание
  • Развод
Чувства и эмоции
  • Близкая связь
  • Влечение
  • Комперсия
  • Влюблённость
  • Любовь
    • эрос
    • филия
    • сторге
    • агапэ
  • Привязанность
  • Ревность
  • Платоническая любовь
  • Романтика
  • Романтическая любовь
  • Страсть
  • Увлечение
Насилие в отношениях
  • В семье
  • Над взрослыми
  • Над детьми
  • Подростковое насилие

Ага́пэ, ага́пе, иногда также ага́пи ( др.-греч. ἀγάπη) — одно из четырёх древнегреческих слов (другие: э́рос, фили́я, сторге́), переводимых на русский как « любовь». В современном понимании — одна из разновидностей любви.

Древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь. В позднейшем христианском представлении любовь-агапэ ( лат. caritas, dilectio) мыслится как обусловленная и опосредованная любовью к Богу: она возникает не в результате влечения к конкретному возлюбленному, вызванного его внешними и внутренними достоинствами, а как проявление любви к ближнему, присущей данному человеку в целом.

Чарльз Сандерс Пирс в своей философской системе утверждал, что «агапэ» представляет собой творящую энергию эволюции природы.

В современной социальной психологии популярна концепция Джона Алана Ли, выделяющего шесть стилей, или «цветов», любви: в этой концепции агапэ, бескорыстная любовь-самоотдача, понимается как синтез трёх базовых видов любви — эрос, филия и сторге.

Согласно представителю экзистенциальной психологии и психотерапии Р. Мэю, агапе представляет собой форму бескорыстной любви, связанную с беспокойством по поводу благополучия других людей. Её нельзя понимать как имеющую отношение к эксплуататорским наклонностям, скорее следует говорить о том, что она находит своё выражение в непрекращающейся отзывчивости и постоянном беспокойстве по поводу других людей.

В Новом Завете это слово использовалось как синоним слову филия.

Смотри полный текст на Wikipedia

Обсуждение темы

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *